Фотогалерея

Шрифты без засечек (sans-serif)


В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans - без.

Первые шрифты без засечек появились еще в начале XIX века в Англии, но считались экзотикой, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Новым шрифтам дали название «гротеск» и из-за их необычных свойств использовали редко, в основном в акцидентном наборе. Такое положение вещей оставалось до тех пор, пока немецкая группа "Баухауз" не стала использовать и разрабатывать такие шрифты. Девизом нашествия гротесковых шрифтов стала прагматичность, рациональность, стремление избежать «лишнего». Наиболее известным образцом гротескового шрифта того времени является Futura, шрифт, созданный в Германии в 1928, в нём отразились основные идеи идеологии "Баухауз".

Первые гротески проигрывали серифным шрифтам в удобочитаемости. Futura не смогла занять ведущих позиций, и предпочтение было отдано Helvetica, типичному "офисному" шрифту. Примером дальнейшего развития гротесков является Frutinger (он же Freeset, созданный в 1976); на первый взгляд он напоминает Helvetica, в нем прослеживается тенденция к некоторым "анти-геометрическим" особенностям, типа неравной ширины элементы (особенно в шрифте жирного начертания), непрямоугольность конечных линий, их закругленность (например, в основании вертикальной линии в букве "b"). Все эти тонкости нужны были, чтобы сгладить слишком резкие линии гротеска, повысить четкость знаков, их узнаваемость, в результате получился гораздо более удобочитаемый шрифт — особенно по сравнению с Helvetica или Futura.

Тенденции, которые проявились в шрифте Frutinger, были позднее развиты в семействе шрифтов, чрезвычайно популярных теперь как в вебе, так и в полиграфии. Первый шрифт этого семейства, названного Meta, был разработан в 1984 дизайнерами Эриком Шпикерманом и Лукасом де Гротом. В Meta элементы слегка различаются по ширине (в маленьких кеглях, более тонкие элементы должны не сойти на нет, но, напротив, быть неотличимым от более толстых) и, как компенсация отсутствия засечек, согнутые окончания вертикальных линий в буквах "b" или "n". И прописные и строчные буквы гораздо уже, чем у других гротесков (буквы зрительно вписываются в прямоугольники, а не в квадраты). Задача состояла в том, чтобы, сохранив экономичность шрифта, повысить его удобочитаемость, и чтобы он выглядел при наборе мелким кеглем хорошо и на экране и на дешевой бумаге. Мета был провозглашен "шрифтом девяностых".

В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.